Война в судьбе моего рода
Была война. Была страда
И мы взываем к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем! »
Война. Страх. Боль. Прошла она черной тучей по нашей земле, нарушила мир и покой, унесла тысячи, миллионы жизней.
1941 год. В семье прадеда Антона Колкого ждали прибавления. Как были счастливы родители рождению дочурки Нины. Март – весна, начало жизни. Но счастье было недолгим. Началась война. В первые дни войны прадед Антон получил повестку в Светиловичский районный военкомат. Но на формировочный пункт отправлен не был. Военно-врачебная комиссия признала его непригодным к строевой службе и отправила домой. Прадед вернулся в д. Нисимковичи, жил обычной крестьянской жизнью. Держал связь с партизанами, передавал им сведения. Партизаны ночью приходили за хлебом, который пекла его жена Фрося. Их сын Петр, играя с соседскими мальчишками, хвастался, что ночью к ним приходили партизаны. Сосед стал свидетелем этого разговора, рассказал об этом прадеду Антону. Ну и влетело же Петру, хотя, что мог понимать мальчишка лет 4 – 6.
Мать Фроси (Селюкова Елена Исааковна) провела на войну двоих сыновей и зятя, осталась с дочерью Дуней и ее сыном Петром 1939 года рождения. Очень быстро фашисты установили в деревне оккупационный режим. Когда немцы сожгли их хату, они втроем пошли жить к сватам Колким, к дочке Фросе. 9 душ: прапрабабка Ксения, ее дочь Фекла, невестка Фрося с тремя детьми (Иван, Петр, Нина) и прапрабабка Алена, ее дочь Дуня с сыном (Петр) жили в одной хате, спали на большом полку вдоль всей стены. В дни прихода в деревню немцев, женщины с детьми уходили в лес и жили там какое – то время.
В октябре 1943 года войска Красной Армии вступили на территорию Чечерского района. Первыми были освобождены деревни: Полесье, Нисимковичи, Сидоровичи. Около д. Нисимковичи была партизанская база 1 – й Гомельской партизанской бригады, в которой в партизанах находился мой прадед Антон. Все партизаны этого соединения добровольно вступили в войска Красной Армии. Сбор был в д. Рудня Нисимковичская. Провожали прадеда Антона всей семьей: мать, жена, двое сыновей, сестра Фекла. Маленькую Нину прадед нес на руках, прижимал к груди и просил Феклу помогать Фросе растить детей.
В это время немцы бомбили деревню. В конце огорода была выкопана землянка, где прятались от бомбардировки. Маленькая Нина даже после войны, увидев самолет, кричала: « Лет ляціць, быстрэй у копічы (окоп)!»
Советские войска с боями двигались на запад. В последней декаде ноября командарм В.Я. Колпакчий приказал 169 стрелковой дивизии форсировать Сож, уничтожить врага на участке Барковка – Новоселки, Шереховской Буды, Гадилович, Рогачева. В ноябре 1943 года прадед Антон принимал участие в освобождении Чечерского района и г. Чечерска от немецко – фашистских захватчиков.
Однажды утром прапрабабка Ксения рассказала сон. Приснилось ей, что сидит она под могучим дубом, а в припол ее передника упала мертвая птица. Прапрабабка Ксения сказала: «Видно моего голубка (Антона) нет в живых». Спустя какое - то время пришла похоронка на рядового 680 стрелкового полка 169 стрелковой дивизии Колкого Антона Емельяновича. Погиб он 22.12.1943г., похоронен в хутор Буда, Рогачевского района, Гомельской области. Женщины голосили, причитали, а младшие дети сидели на печи и не понимали случившейся трагедии.
Погибли и сыновья прапрабабки Алены, братья Фроси. Селюков Николай Васильевич, 1919 г.р., рядовой пропал без вести в июне 1944 года, а Селюков Филипп Васильевич, 1920г.р., сержант погиб в 1942 году.
Эхо войны еще долго разносилось над землей. Дети войны, лишенные детства, находили совершенно недетские игрушки. Не понимая, насколько это опасно, и просто из-за детского любопытства, они, подражая взрослым, тоже играли в войну. Так дед Петр (сын прадеда Антона и брат моей бабушки Нины) нашел огнестрельное оружие и решил выстрелить в бабушкину куклу, если сверток из тряпок можно так назвать. Нина плакала. Это была ее единственная и любимая игрушка, не отдавала куклу на издевательства. Тогда Петр сказал, что кукле не будет больно, если Нина сама ее будет держать. Пуля прошла насквозь руки, разорвав мягкие ткани, не зацепив кость. Вот такая «память» осталась бабушке Нине о войне.
Бабушкин старший брат Иван, будучи подростком, пас колхозных лошадей. С ребятами на лугу они нашли неразорвавшийся снаряд. Кто-то предложил бросить его в огонь. Так и сделали, укрылись, но взрыва не последовало. Тогда один из ребят решил узнать, в чем причина. Его разорвало на куски.
Время не стояло на месте, жизнь продолжалась. В послевоенные годы люди не хотели говорить о войне, еще «свежими» были раны. Семья, суета, быт - все это накладывало свой отпечаток. И только спустя 60 лет после окончания войны бабушка Нина решила разыскать могилу своего отца. И теперь мы каждый год ездим на место захоронения прадеда Антона.
Одна старушка, которую мы встретили на хуторе Буда Рогачевского района, согласилась сопровождать нас к местам захоронения. Их четыре, четыре братские могилы. Во время войны наша сопровождающая была девочкой - подростком и многое нам рассказала.
“Ой, дзеткі, страшны быў бой. Колькі іх тут склалі свае галовы. Гарэла неба і зямля некалькі дзён запар. А потым… усё сціхла. Мы, дзяўчаты, бабы і старыя вырылі вялікую яму. Сцягвалі іх замёрзлыя целы, хавалі без труны. Мароз быў моцны. Якія труны?! Хто за гэта нас асудзіць? Іх тут болей як за тысячу ляжыць. Маладыя хлопчыкі, мужчыны… Розныя: і “чорныя”, і “белыя”. Толькі дакументы мы збіралі, каб родныя ведалі, дзе іх сыны, мужыкі ды бацькі пахаваны”. ( Воспоминание очевидца)
Мы увидели и тот могучий дуб, который приснился прапрабабке Ксении. Только он теперь мертвый, но своими мощными корнями крепко держится за землю.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Никогда не иссякнет наша благодарность тем, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость нашей Родины. Так в нашей семье появилась новая традиция: 9 мая все мы едем в хутор Буда, Рогачевского района на братскую могилу. К этому дню мы сами (дети) делаем венок- гирлянду, мама и бабушка пекут куличи. Перед поездкой идем в церковь и заказываем панихиду по всех убиенных (у иконы Георгия Победоносца).
Здесь, в хуторе Буда, мы встретили женщину, которая приехала с Орловской области в поисках могилы своего отца; дедушку со своими сыновьями и внуками, который выжил в том бою и приехал поклониться могиле своего погибшего брата; мужчину из г. Курска, который выполнял последнюю волю своего отца: посетить могилу своего дяди. Это подтверждение вечной памяти потомков о трагедии Великой Отечественной войны.
Мой дедушка Вячеслав тоже ребенок войны. Нелегкие испытания выпали и на долю его родителей, Гулевича Савелия Васильевича и Гулевич Викатории Николаевны. Двое сыновей Николай, 1936 г.р. и Вячеслав, 1941 г.р. остались на руках у прабабки Виктории, когда прадеда Савелия призвали в ряды Красной Армии в 1941году. Он участвовал в боях с 1943 года на 2- Белорусском фронте. Прадед Савелий, рядовой 664 артиллерийского полка 129 стрелковой дивизии был награжден медалью «За отвагу» (№3110025, удостоверение А №570031) , медалью « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (удостоверение К №0367542), участвовал в штурме Кенигсберга. В одном из боев был ранен осколком в правую ногу, контужен, после чего оглох. Военно – врачебной комиссией был признан негодным к несению дальнейшей службы в рядах Красной Армии. Был отправлен домой с переосвидетельствованием через 6 месяцев. Как говорила прабабка Виктория: « Отправили домой умирать». Но молодой организм, травяные настои, любовь и забота жены, тяга к жизни сделали свое дело. Прадед стал на ноги. Он прожил долгую жизнь, вырастил детей, дождался внуков и даже правнуков, не любил говорить о войне. Никогда не хвастался своими наградами, был добрым и скромным человеком. И только сейчас я впервые увидела документы и узнала так мало и так много о его прошлом.
Погибли братья прабабки Виктории. Гулевич Франц Николаевич 1919 г.р, пропал без вести в 1944 году и Гулевич Иван Николаевич 1913 г.р, погиб в 1943 году. Брат Ипполит вернулся живым, но на поле боя он потерял руку.
Война черным крылом коснулась моего рода. Из восьми мужчин ушедших на войну, пятеро погибли, двое стали инвалидами Великой Отечественной войны. Война не щадила никого.
Память обжигает наши сердца, напоминая о священном долге: беречь мир и покой, не допускать повторения ужасов войны.
Кебикова Ангелина Викторовна, учащаяся 11 класса государственного учреждения образования «Гимназия г.Чечерска»