Утомляемость учащихся, способы предупреждения утомляемости
Здоровье - это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо. Время обучения в гимназии совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в гимназии.
Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста.
Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!
С помощью бланкового теста скорости (корректурной пробы) мы определяли наличие утомления у учащихся гимназии. Данная методика предложена Бурдоном.
Важными показателями утомляемости является характеристика качества выполнения задания и количество допущенных ошибок.
В исследовании принимали участие учащиеся 7-го класса ГУО «Гимназии г.Чечерска». Численность составляла 24 человека. Было выявлено, что концентрация внимания у детей 7-го класса в ходе 1 урока в среднем составляла 78 %, переключаемость – 80%, на 2 уроке эти показатели уменьшились к 68%. 3 урок подтверждает закономерность снижения изучаемых величин к 59%, на последних уроках показатели снизились к 30-20%.
Следовательно, утомляемость начинает появляться и набирает темп от урока к уроку. На последних уроках, учащиеся работали на пределе физических и психических возможностей.
Затем, мы использовали физические нагрузки, которые чередовались с элементами релаксации для снятия усталости.
В результате данной работы показатели концентрации внимания восстанавливались, что способствовало об эффективном воздействии на организм учащихся физических нагрузок и релаксации.
Предупреждение утомления учащихся на уроке зависит от сочетания трех факторов:
1.трудности учебного материала;
2.эмоционального состояния учащихся;
3.насыщенности видов учебной деятельности
Начальные признаки утомления:
1.снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
2.ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
3.ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже;
4.ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
Большое внимание обращают на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, психофизический комфорт учащихся на уроке.
Для снятия эмоционального напряжения используют игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.
Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.
Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.
В начале урока включают следующие упражнения для профилактики утомления.
Растирание ушных раковин и пальцев рук - активизирует все системы. Релаксация.
Цель - снятие мышечного напряжения.
Звучит спокойная музыка.
Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет "3" вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.
Поэтому, важно на уроке давать учащимся отдыхать и не загружать!
Матвеева Кристина Валерьевна, педагог-психолог