17 сентября - Единый день информирования
Образование и наука – движущие силы экономического роста
17 сентября 2015 года в трудовых коллективах предприятий, <wbr style="display: inline-block; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 17px;" />организаций, учреждений района пройдет единый день информирования<wbr style="display: inline-block; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 17px;" /> населения по теме: «Образование и наука – движущие силы <wbr style="display: inline-block; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: 17px;" />экономического роста».
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА –
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Интеллектуальный (человеческий) капитал – один из важнейших факторов инновационного развития любой страны.
Сегодня благосостояние белорусской нации напрямую зависит от способности экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал, поскольку конкурентные преимущества стран на мировом рынке во многом зависят от уникальных факторов нематериального характера.
Например, США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около $700 млрд., Германия − $530 млрд., Япония −
$400 млрд.
Одной из основных составляющих человеческого капитала является уровень образования, компетенций, приобретенных в процессе обучения.
Выступая с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2015 г., Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил: «Ведущую роль в повышении качества человеческого потенциала играет система образования. В орбиту ее деятельности прямо или косвенно включено практически все население страны».
Обеспечение доступности и качества общего среднего образования – ключевой приоритет устойчивого развития Республики Беларусь.
Доступность общего среднего образования обеспечивается за счет:
развития многофункциональной сети учреждений общего среднего образования (начальные, базовые, средние школы, учебно-педагогические комплексы, гимназии, лицеи, суворовские, кадетские училища и иные виды),
создания структурных подразделений в учреждениях высшего образования для реализации образовательной программы среднего образования.
Среднее образование в вечерних классах средних школ можно получить также в вечерней и заочной формах получения образования.
В 2014/2015 учебном году в подчинении Министерства образования Республики Беларусь функционировали 3074 учреждения общего среднего образования (в сельских населенных пунктах – 1837, в городских – 1237). В учреждениях общего среднего образования обучались 931,3 тыс. учащихся (в сельских населенных пунктах – 187,2 тыс. учащихся, в городских – 744,1).
Обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Выбор языка обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожелания учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Функционируют учреждения общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на польском языке (817 учащихся), литовском языке (136 учащихся).
С 2015/2016 учебного года в 10–11 классах вводится профильное обучение в целях дальнейшего развития среднего образования, формирования у учащихся компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.
В Чечерском районе функционирует 14 учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования: 1 гимназия, 3 средних, 1 базовая школы, 4 ясли-сад-средняя школа, 5 ясли-сад-базовая школа, в которых обучается 1880 учащихся.
В 2014/2015 учебном году закончило 9 классов 187 учащихся. Свидетельства с отличием получили 6 выпускников, завершивших обучение и воспитание на ΙΙ ступени общего среднего образования, что составляет 3,2% от числа учащихся IX классов.
Выросло в процентном отношении количество выпускников 9-ых классов, имеющих на выпускных экзаменах достойные результаты - от 7 до 10 баллов. На высоком и достаточном уровнях сдали экзамены 47,2% учащихся IX классов. Этот результат выше, чем в среднем по области.
Из 93 выпускников средних школ аттестаты особого образца с награждением золотой медалью получили 3 выпускников, что составляет 3% от общего числа выпускников.
Отмечается положительная динамика результатов одиннадцатиклассников: 64,2% выпускников средней школы получили отметки от 7 до 10 баллов. Кроме того, нет выпускников, сдавших экзамены на отметки от «1» до «4» баллов.
62% учащихся 10 классов охвачены профильным обучением. В целом охват реален с точки зрения обеспечения достойных материально-технических и кадровых условий для работы профилей.
Вступительная кампания в гимназию этого года показала, что проходной балл составил - 40, а конкурс – 1,1 человека на место.
Качественная работа учителей по подготовке учащихся к централизованному тестированию позволила многим выпускникам показать хорошие знания и стать студентами. 60% выпускников поступили в ВУЗы.
По результатам ЦТ наш район занял девятое место в областном рейтинге районов. Лучше других учебных предметов выпускники района знают обществоведение (средний балл – 66,7;), историю Беларуси (средний балл – 48,94), русский язык (средний балл – 47,48). Низкий уровень знаний продемонстрировали участники тестирования по физике – 17,48 балла, математике – 24,81.
Лидеры среди учреждений образования – гимназия г.Чечерска, средняя школа №2 г.Чечерска.
Все учреждения образования имеют свои сайты и доступ к широкополостному интернету.
По итогам областного конкурса на лучшую организации работы отделов образования по обеспечению качества образования по общему среднему образованию наш район занимает 2 место среди районов до 4000 учащихся.
В республике эффективно функционирует система работы с одаренными и талантливыми учащимися и студентами с использованием передовых методик и современных образовательных технологий.
Сохранены сформированные за многие годы подходы к организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. В этих целях ежегодно проводятся:
республиканская олимпиада по учебным предметам;
республиканский конкурс исследовательских работ (конференции) учащихся по учебным предметам;
республиканские турниры юных физиков, юных математиков.
В 2015 году на международных предметных олимпиадах белорусскими школьниками завоеваны 37 медалей (1 золотая,
15 серебряных и 21 бронзовая медаль), в 2014 году − 38 медалей (2 золотые, 21 серебряная и 15 бронзовых).
В 2015 году дипломами третьего этапа республиканской олимпиады награждены 2 учащихся средней школы №2 г.Чечерска. В областной олимпиаде 4-9 классов победителями 3 этапа стали 3 учащихся.
Уже традицией стало проведение на базе Чечерского района областного интеллектуального конкурса третьеклассников «ДетКИ».
Ежегодно в районе много внимания уделяется мерам морального и материального стимулирования учащихся, достигших высоких результатов в интеллектуальной, спортивной и творческой деятельности и их педагогов. В 2015 году награждены премией районного исполнительного комитета 34 педагога и 57 учащихся.
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствует взаимодействие с учреждениями высшего образования, в которых в соответствии с профилем подготовки будущих специалистов организована работа «Школ юных».
Заслуженную роль в подготовке конкурентоспособных кадров, обеспечивающих экономическое развитие страны, занимают учреждения профессионально-технического и среднего специального образования. Одним из основных направлений деятельности системы профессионального образования Республики Беларусь является переход на мировые стандарты подготовки молодых рабочих и специалистов в целях развития инновационной экономики.
В республике функционируют 185 учреждений профессионально-технического образования, 121 учреждение среднего специального образования.
В 2014/2015 учебном году в учреждениях профессионально-технического образования обучались почти 73 тыс. человек (из них 3,6 тыс. являются сиротами и учащимися, оставшимися без опеки родителей). На уровне среднего специального образования обучались 129 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. – сироты и учащиеся, оставшиеся без опеки родителей.
В системе профессионально-технического и среднего специального образования объемы и структура подготовки рабочих и специалистов формируются адресно с учетом потребностей производства.
Объем набора на конкретные специальности на стадии формирования контрольных цифр приема на 85% подтверждается заключенными договорами и поданными заявками. В результате почти все выпускники (97%) получают свидетельства о направлении на работу.
С учетом новых технических и технологических изменений в отраслях экономики осуществляется подготовка молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше). В
2014 году они составили 48% от выпуска (15,2 тыс. человек).
В Чечерском профессионально-техническом лицее по рабочим учебным планам и программам обучается 321 учащийся (из них 10 сирот) в 14 группах по специальностям и единичным квалификациям:
- тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «А, В, С, D»;
- водитель автомобиля категории «С»;
- электросварщик;
- слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования;
- повар;
- садовод;
- овощевод;
- продавец;
- кассир торгового зала;
-швея;
- каменщик.
33 учащихся с особенностями психофизического развития обучаются в 2 специальных группах по специальностям: «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования», «Швея».
Для осуществления качественной подготовки рабочих кадров в лицее имеется необходимая материально-техническая база:
- корпус теоретических занятий на 470 ученических мест, в котором 16 кабинетов, оснащенных техническими средствами обучения и всеми необходимыми для учебного процесса материалами;
- лабораторный корпус;
- общественно-бытовой корпус, в котором размещены актовый и спортивный залы, библиотека, столовая на 120 посадочных мест;
- общежитие для учащихся на 395 мест.
Международная практика показывает, что динамика экономического развития страны определяется уровнем образования на рынке труда − в странах с развитой экономикой значительно больше процент занятых специалистов с высшим образованием.
Система высшего образования в Республике Беларусь развивается с учетом современных мировых тенденций и является основным источником формирования высококвалифицированного кадрового потенциала республики.
Высокий уровень профессиональной подготовки способствует расширению присутствия Беларуси на мировом рынке интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг, взаимовыгодного сотрудничества и реализации в экономике страны технологий мирового уровня.
Высшее образование доступно для всех в стране в соответствии со способностями каждого.
Всего в республике функционируют 54 учреждения высшего образования, в т.ч. 9 – частных.
На законодательном уровне закреплено право граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, участвовать в конкурсе на получение высшего образования в государственных учреждениях высшего образования за счет средств республиканского бюджета.
За годы суверенитета высшее образование Республики Беларусь приобрело массовый характер.
Сегодня на 10 тыс. населения приходится почти 400 студентов. Беларусь находится в пятерке мировых лидеров по соотношению числа студентов и молодежи в одном возрасте. В учреждениях высшего образования Беларуси в 2014/2015 учебном году обучались 363 тыс. студентов и почти 9 тыс. магистрантов.
В республике сформирована современная двухступенчатая система высшего образования.
На I ступени осуществляется подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования (магистратуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации. Подготовка кадров на уровне магистратуры осуществляется для всех отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.
Для усиления практической составляющей подготовки специалистов обновляются базы практик.
Темы курсовых и дипломных работ связаны с актуальными проблемами производства. Министерством образования Республики Беларусь с участием отраслевых министерств сформирован «Межотраслевой задачник» – перечень проблем развития и модернизации предприятий, которые решаются в исследованиях вузовских ученых и студентов.
В 2014 году в задачнике представлены 167 актуальных технологических запросов (Минпром – 134, Минсельхозпрод –
14, Минздрав – 9, Минэнерго – 7, Минжилкомхоз – 3).
В учреждении образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» функционируют
7 образовательных центров (Microsoft, National Instruments, IВМ, SAP University Alliance Program и другие), а в УО «Высший государственный колледж связи» – 3 (Huawei, ZTE, Cisco).
Практическая подготовка в учреждениях высшего образования по естественно-научным и техническим специальностям составляет около 50% от общего количества учебных часов, по многим сельскохозяйственным специальностям – более 60%. В медицинских вузах средний объем практической подготовки составляет 77%, а по отдельным специальностям достигает 80%.
Качество белорусского высшего образования высоко ценится за рубежом.
Наиболее популярно белорусское образование в Иране, Китае, Ливане, России, Туркменистане, Шри-Ланке. Доля экспорта образовательных услуг в 2014/2015 учебном году по региональным сегментам следующая: СНГ - 65%, Азия - 28%, Африка - 5%, Европа - 1%, Северная и Южная Америка - 1%.
Экспорт белорусских услуг образования в 2014 году по сравнению с 2010 годом вырос в 2,6 раза и составил $73,1 млн.
Таким образом, расширение экспорта образовательных услуг – важнейшая стратегическая задача, решение которой работает на реализацию экономических интересов страны.
Университеты Минобразования сотрудничают в сфере научного и научно-технического взаимодействия с организациями более 65-ти стран мира в рамках 1400 договоров.
Наиболее крупными партнерами вузов Республики Беларусь являются научные учреждения Китая, Польши, России и Украины.
В 2014 году внешнеэкономическую деятельность осуществляли 11 университетов: БГУ, БГУИР, БНТУ, БелГУТ, БРУ и др.
Экспорт научно-технической продукции осуществлялся в рамках 278 контрактов в 28 стран СНГ, Европы, Азии, Латинской Америки, США. Объем средств от реализации этой продукции на внешних рынках составил $6,5 млн.
Важнейшей составляющей системы государственной поддержки является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
За 19 лет существования фондом приняты решения о присуждении 31 тыс. поощрений молодым дарованиям.
В 2014 году Совет фонда Президента Республики Беларусь принял решение о поощрении 2,3 тыс. учащихся, студентов, педагогических работников и 7-ми научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся на общую сумму 5,4 млрд. рублей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь
от 26 апреля 2010 г. № 199 «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи» Министерством образования Республики Беларусь осуществляется ведение банка данных одаренной молодежи.
В 2015 году в банк данных одаренной молодежи включена информация о 5,8 тыс. гражданах (из них: 786 учащихся учреждений общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования, 1,7 тыс. студентов, 297 аспирантов, более 2,5 тыс. молодых работающих граждан).
В 2014 году представители одаренной молодежи защитили
72 кандидатские и 1 докторскую диссертации (в 2011 году –
47 диссертаций, в 2012 году – 50, в 2013 году – 25).
Как отмечал Глава государства А.Г.Лукашенко: «Академическую, отраслевую и вузовскую науку мы ориентируем на решение актуальных задач, стоящих перед страной. Для нас особенно важны научно-технические, аграрные и медицинские направления, разработки по которым востребованы экономикой».
В Республике Беларусь привлечение студенческой молодежи к научной деятельности реализуется через ее участие в работе:
студенческих научно-исследовательских лабораторий (далее – СНИЛ);
студенческих конструкторских бюро;
творческих мастерских;
других объединений студентов.
В 2014 году в учреждениях высшего образования Министерства образования Республики Беларусь действовало более 200 СНИЛ, на базе которых формируются творческие научные коллективы студентов (для сравнения: в 2012 году – 130 СНИЛ, в 2005 году – 50 СНИЛ).
В 2015 году в XXI Республиканском конкурсе студенческих научных работ были представлены 3718 исследований.
Важнейшим требованием к научному исследованию является получение новых знаний и научных результатов, гарантирующих возможность их практического применения в различных отраслях экономики и социальной сферы. Такие же условия предъявляются и к студенческой науке.
Поэтому в современных условиях чрезвычайно важное значение приобретают научные работы студентов, имеющие практическую направленность.
Участниками конкурса в текущем году представлены
более 1400 актов внедрения в производство, 104 документа интеллектуальной собственности (патенты, рационализаторские предложения, заявки на выдачу патента на полезную модель). В 2015 году Министерством образования выделены 4,0 млрд. рублей для грантовой поддержки 122 проектов (44 – студенческие, 75 – аспирантские, 3 – докторантские).
В целях оказания поддержки будущим ученым на базе государственного унитарного инновационного предприятия «Научно-технический парк БНТУ «Политехник» действует постоянная виртуальная выставка научно-технических работ студентов и молодых ученых вузов. С момента создания виртуальной выставки в 2007 году ежегодно проходит актуализация научно-технических разработок. Если в начале на портале www.student.metolit.by были размещены всего 64 разработки, то в 2014 году – уже более
450 научно-технических разработок студентов, магистрантов, аспирантов по 25 направлениям, которые соответствуют приоритетам научно-технического развития Беларуси.
Представленные на данном ресурсе научно-технические разработки являются завершенными научными исследованиями, готовыми к внедрению (разработчиками предлагаются предприятия и организации, где возможно внедрение), а многие из них уже внедрены и имеют патенты.
По словам Главы государства, интеграция образования и науки – веление времени. «Задача состоит в том, чтобы готовить специалистов не только для народного хозяйства, но и для научных учреждений. Нельзя забывать, что в современном мире решающее значение имеют инновации. Первую скрипку здесь играют научные разработки и их внедрение в практику», – подчеркнул А.Г.Лукашенко.
Симбиоз образования и науки способствует созданию наукоемких производств, формированию и развитию инновационной активности, являющейся ключевым фактором динамичного развития и конкурентоспособности современной экономики.
В настоящее время Республика Беларусь представляет собой индустриальноразвитую страну с открытой экспортно-ориентированной экономикой.
В основу международного научно-технического и инновационного сотрудничества положена многовекторность внешней политики Республики Беларусь, что напрямую содействует развитию экспорта высокотехнологичной продукции, привлечению иностранных инвестиций на создание продукции пятого и шестого технологических укладов.
Степень присутствия научной продукции и разработок Беларуси на мировом рынке новых технологий можно оценить по объему экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции, доля которого в общем объеме белорусского экспорта составляет около 20%. Происходит смещение экспорта в область более высоких технологий.
Более 70% экспорта услуг приходится на разработку программного обеспечения и консультирование в этой области.
Организации Республики Беларусь готовы наращивать поставки современных, инновационных конкурентоспособных по цене и качеству автомобилей, тракторов, карьерной и сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, технологического оборудования, лекарств, продовольственных и многих других товаров.
При этом каждый из проектов научного, инновационного и торгового сотрудничества может и должен перерасти в совместные производства и предприятия.
К развитию совместного бизнеса следует подходить комплексно: технологии, прямые инвестиции, обучение персонала и взаимовыгодное партнерство. Белорусская стратегия – создавать совместные предприятия, приносить технологии и ноу-хау, работать честно и на принципах взаимной выгоды.
Достижения белорусских ученых внесли весомый вклад в значительное улучшение позиций Республики Беларусь в международных рейтингах научно-технического и инновационного развития:
по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2014 году Беларусь заняла 1-е место в мире по количеству заявок на полезные модели от резидентов Республики Беларусь и 6-е место в мире по количеству заявок на изобретения в расчете на $1 млрд. ВВП (7,6 единицы и 11,6 единицы соответственно);
в Глобальном индексе инноваций – в 2014 году рейтинг Беларуси (58-е место в мире) повысился на 19 позиций по сравнению с 2013 годом;
на 13 позиций улучшилось положение Беларуси в мировом индексе развития человеческого потенциала – 53 место в
2014 году (с 65 места в 2011 году), по-прежнему опережая крупнейшие страны СНГ – Россию, Казахстан и Украину.
Интенсивно развивается область информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В докладе Международного союза электросвязи 2014 года отмечено, что Республика Беларусь вошла в топ-10 самых динамично развивающихся стран мира (рост на 5 мест за год) по индексу развития ИКТ.
Семь компаний-резидентов Парка высоких технологий (далее – ПВТ) вошли в престижный мировой рейтинг «GlobalServices 100». Заказчиками ПВТ являются компании из 50-ти стран мира. Это – реально успешный бизнес-проект и его сферы деятельности расширяются на смежные секторы: лазерные, оптические и электронные технологии, где у Беларуси есть хорошая база.
Успехи белорусских ученых в различных областях фундаментальной и прикладной науки признаны мировым сообществом.
По белорусским разработкам развиваются около 30 новых производств в биотехнологии (кормовые добавки, биопрепараты, селекционные центры животноводства). К 2016 году планируется пятикратный рост по выпуску продукции (с $70 млн. до $360 млн.). Это – пример новой и быстрорастущей отрасли Беларуси, новой биопродукции на рынке ЕАЭС с высокой добавленной стоимостью.
Белорусские ученые-биохимики впервые в мире расшифровали структуру цитохрома альдостеронсинтаза. Это – возможность создания новых целевых лекарств, снижающих артериальное давление. У нас созданы технологии получения уникальных субстанций противоопухолевых и противовирусных препаратов, производства гемосорбентов, антацидных средств, витаминов.
В Беларуси разработаны лазеры нового поколения. Созданы новые лазерные излучатели по габаритам, массе, энергосбережению. Сфера применения широка: от медицины до промышленности. Они более безопасны по сравнению с традиционными, значительно меньше и функциональнее. Новые разработки белорусских физиков высоко востребованы за рубежом.
Особое место в этой сфере отводится созданию технологий и оборудования для бесконтактной экспрессной оптической диагностики раковых опухолей. Применение новинки в медицине сокращает затраты на диагностику онкологических заболеваний, а также на мониторинг и локализацию раковых опухолей непосредственно во время хирургических операций.
Беларусь сотрудничает с научными центрами и компаниями из Африки, Азии, Европы и других стран.
Ежегодно в Беларуси создаются 3 – 5 инноваций мирового уровня. Некоторые из них:
тест-система, позволяющая определить концентрацию белка-онкогена в образцах исследуемой ткани в режиме реального времени;
искусственные клапаны сердца мирового уровня, которые выпускаются в Беларуси более 7 лет. Первый человек с искусственным клапаном сердца белорусского производства прожил более 7 лет. При этом сердечные клапана белорусского производства имеют стоимость в 5 раз меньшую, чем мировые аналоги;
атомно-силовой микроскоп с программным обеспечением, позволяющий проводить измерения микромеханических свойств материалов и микроорганизмов на наноуровне;
первый в мире большегрузный самосвал БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т;
собственный cпутник дистанционного зондирования Земли, произведенный преимущественно из белорусских составляющих.
Цель инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы заключается в качественном росте и повышении конкурентоспособности национальной экономики на основе проведения ее структурной перестройки, предусматривающей концентрацию ресурсов на формировании высокотехнологичных секторов экономики, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов.
Акцент будет сделан на высокоэффективные и экологически безопасные технологии, принципиально новые производства с высокой долей добавленной стоимости и уровнем производительности труда выше, чем средний по Европе.
Основными направлениями инновационного развития станут:
информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии;
био- и нанотехнологии;
медицинские технологии: превентивная персонифицированная медицина, телемедицина, внедрение дистанционных форм мониторинга здоровья. В сфере фармации, медицинской техники планируется создание производства противоопухолевых лекарственных средств, замороженных и сухих бактериальных концентратов, разработка технологий биомедицинских клеточных продуктов для регенеративной медицины, лечения и профилактики заболеваний различного генеза; лазерно-оптических методов и медицинской аппаратуры;
разработка и внедрение мехатронных систем и технологий, робототехнических комплексов с интеллектуальными системами управления;
создание и развитие производств, основанных на глубокой технологической переработке местных возобновляемых сырьевых ресурсов (деревообработка, лесохимия).
В отраслях и регионах предстоит реализовать проекты по следующим основным направлениям: машиностроение, станкостроение, металлургия, радиоэлектроника и телекоммуникации, микроэлектроника, растениеводство и животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, контроль безопасности сельскохозяйственной продукции, лечение и диагностика заболеваний, микробиология и фармацевтика, атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, создание торгово- и транспортно-логистической инфраструктуры, лесохимия, производство удобрений, нефтехимия.